Rambler's Top100

Кафедра
Лаборатория

Гостевая

Студенчество

Проекты

Справочная

Ссылки
Авторы


проф. Ильин В. В. проф. Кармин А. С.

Открытая лекция: ее цели, особенности, принципы оценки

В традициях высшей школы известны два вида открытых лекций.

Первый - это лекция, с которой выступает претендент на занятие преподавательской должности при принятии на работу новый преподаватель (такую лекцию называют инаугурационной). Она читается обычно на какую-то тему, которую избирает сам лектор. Слушателями ее могут быть все желающие - как студенты, так и преподаватели. Обязательно бывают на ней представители руководства вуза. Проведение такой открытой лекции позволяет коллективу вуза познакомиться с новым преподавателем и составить мнение о его профессиональных качествах. Зачастую это мнение определяет отношение к нему на протяжении всей последующей деятельности. Традиция инаугурационных открытых лекций, однако, ныне соблюдается мало. Может быть, есть смысл возродить ее.

Открытая лекция другого вида - это лекция, читаемая для студенческого потока в соответствии с планом лекционного курса в ходе текущего учебного процесса. Но в отличие от обычной лекции, на ней кроме студентов, изучающих данный учебный курс, должны присутствовать также другие преподаватели кафедры, ведущей этот предмет. Объявление об открытой лекции публикуется, и предполагается, что на нее могут придти также представители администрации ч работники других подразделений вуза. Правда, обычно это бывает редко, и даже члены контрольно-методической комиссии посещают далеко не все открытые лекции.

Цели открытой лекции:

1. Контроль качества преподавательской работы лектора.

2. Обмен опытом.

3. распределение оригинальных творческих достижений лектора -научных результатов, методических, дидактических и педагогических идей, подходов, приемов и др.

4. Товарищеская помощь коллег лектору в раскрытии недостатков его работы и их преодолении.

5. Выявление научных и методических проблем, связанных с преподаваемой учебной дисциплиной, и путей их решения.

6. Поиск возможностей совершенствования учебного процесса.

Естественно, что при проведении открытых лекций молодыми преподавателями на первый план выдвигается задача помощи им в овладении лекторским мастерством, тогда как на открытых лекциях ведущих, наиболее авторитетных преподавателей, большее значение приобретает ознакомление с их научным, методическими педагогическим потенциалом и усвоение их опыта.

Желательно, чтобы открытые лекции способствовали сплочению коллектива кафедры, выработке концептуального единства научно-методических установок, действий по организации учебного процесса и требований к студентам.

Особенности открытой лекции определяются тем, что она, с одной стороны, представляет собой рядовую, очередную лекцию учебного курса, предназначенную для студентов, а с другой - является некоторым событием в профессиональной деятельности лектора, требующим от него специальной подготовки, чтобы показать свою деятельность с лучшей стороны, продемонстрировать коллегам образец своего мастерства.

Любой лектор, сознается он в этом или нет, читает открытую лекцию несколько иначе, чем всегда, рассчитывая на восприятие ее не только студентами, но и своими коллегами. Это налагает на него большую ответственность. Даже самые опытные преподаватели испытывают понятное волнение в такой обстановке.

Готовясь к открытой лекции, преподавателю необходимо более тщательно, чем всегда, продумать все ее элементы - содержание преподносимого материала, способы активизации работы студентов, формирование записей на доске, использование технических средств обучения и т. д. Стремление провести открытую лекцию на самом высоком уровне, “подать товар лицом”, прочесть ее лучше, чем обычно, - естественно и вполне оправдано. При этом, однако, следует иметь в виду, что лекция читается не для приходящих на нее преподавателей, а для студентов. Намеренная “показуха”, рассчитанная лишь на то, чтобы повысить свое реноме в глазах коллег, категорически противопоказана: она неминуемо вызовет иронически-насмешливое отношение со стороны студентов, да и преподаватели, скорее всего, ее “раскусят”, так что вряд ли она даст желаемый для лектора эффект.

Полезно делать диктофонные записи открытых лекций, сохраняя лучшие из них в фонде кафедры. Фонд таких записей может использоваться молодыми преподавателями при подготовке своих лекционных курсов. Он позволяет новым преподавателям ознакомиться с опытом и традициями кафедры. А со временем этот фонд приобретает и историческую ценность.

Оценка открытой лекции должна базироваться на учете как формальных, так и содержательных критериев.

Согласно принятым в контрольно-методической комиссии правилам, при оценке открытой лекции необходимо учитывать такие ее формальные характеристики как посещаемость (количество присутствующих на лекции студентов из общей численности потока), состояние помещения, использование технических средств обучения и др.

Проведенные в высшей школе психолого-педагогические исследования показали, что к 10 наиболее важным содержательным характеристикам лекции относятся (по степени их значимости для эффективности обучения студентов):

Содержательность лекции (лекция раскрывает тему).

Доказательность изложения.

Информативность (в лекции содержится интересный материал). '

Связь с практикой (показано практическое значение излагаемого материала).

Логичность.

Свободное владение материалом (лектор не читает текст, а рассуждает, отвечает на вопросы).

Эмоциональность (чувствуется заинтересованность лектора, его личная позиция).

Контакт с аудиторией.

Культура речи.

Доходчивость изложения.

В. В. Ильин формулирует следующие общие принципы открытой лекции:

Содержание: точность и правильность фактического материала, теоретических положений, сочетание эмпирического и теоретического материала, связь с современностью, связь с профилем вуза.

Методические характеристики: распределение материала, использование ТСО, воспитательная направленность лекции, доказательность, проблемное гь.

Педагогическое поведение преподавателя: учет специфики аудитории, контакт с аудиторией, отношение к студентам, стиль чтения лекции, культура речи, внешний вид преподавателя, манера держаться. Рекомендуемая скорость речи лектора - на младших курсах 50-60 слов в минуту, па старших 60-70.

Характеристика студентов: интерес к лекции, поведение на лекции, конспектирование, посещаемость.

При общей оценке открытой лекции необходимо принимать во внимание, что присутствие на ней преподавателей, представителей администрации придает ей необычный характер, что сказывается на поведении как лектора, тах и аудитории. Лектор в большей или меньшей мере чувствует себя подобно студенту, сдающему экзамен, и что может привести к некоторым нетипичным для него поведенческим реакциям (нервозности, сбивчивости речи, оговоркам, опискам и пр. ). Это в особенности относится к начинающим преподавателям. В целях снятия излишнего волнения целесообразно до начала лекции побеседовать с лектором и дать ему почувствовать доброжелательность пришедших на лекцию контролирующих лиц.

Важную роль играет обсуждение лекции. Как правило, его лучше всего проводить сразу же после ее окончания. Конечно, не всегда все сотрудники кафедры имеют возможность посетить открытую лекцию своего товарища, но в принципе количество пришедших на нее свидетельствует не только о дисциплине на кафедре, но и о том, насколько ее сотрудники ориентированы на совместную работу по повышению научно-методического уровня преподавания. Характер обсуждения в определенной мере является показателем психологического климата на кафедре, уровня квалификации ее работников, заинтересованности их в совершенствовании учебного процесса.

Сведения о проведении открытой лекции и ее общей оценке должны сообщаться Ученому совету факультета при решении вопросов, связанных с трудовым контрактом преподавателей.

 



Rambler's Top100
Hosted by uCoz